Новый год: как рождается радость
«Что такое Новый год?» — вопрошает милая детская песенка. Мандарины и конфеты, песни и хоровод у ёлки, бой курантов и «Голубой огонёк», распродажа в супермаркете и детсадовский утренник... Но самое главное, без чего все остальное делается бессмысленным — радость.
Радость — такая удивительная вещь, которую невозможно сохранить, если всё время удерживать при себе. Она живёт и растёт только тогда, когда делишься ею с другим. Мне кажется, детское сердце это понимает очень хорошо. Сколько радостных мгновений ребятишки дарят своим мамам и папам, бабушкам, старшим, повзрослевшим братьям и сёстрам!
Встретив Новый год своей семьей, поздравив за первые два январских дня родных, мы с сыном и дочкой поехали в дом престарелых, что на окраине Красноярска. Здесь мы бывали вместе с моей подругой уже не раз, но к праздничной встрече подготовились особенно: лепили и красили ёлочные игрушки из солёного теста, напекли печенья...
Да, атмосфера в этом месте, пожалуй, не самая праздничная, хотя в зале отдыха стоит вполне симпатичная ёлочка, а по стенам развешаны нарисованные самими жильцами картинки и поздравления. Чувствуется странная, недоверчиво прислушивающаяся к каждому человеку тишина — её не в силах заглушить даже громкая музыка. Такую тишину рождает одиночество, обиды прошлого, усталость, разочарование, несбывшиеся надежды... Но это всё чувствую я, а у ребятишек в глазах — огоньки радости и озорства.
Эту радость они и несут жителям дома. Одна бабушка, которую мы навещаем, считает уже девятый десяток лет и совсем плохо слышит. Но моему трёхлетнему сыну это обстоятельство мало мешает: Прасковье Спиридоновне он отвечает жестами, а когда и просто слегка застенчивой улыбкой. Бабушка в больших смешных очках — бывшая учительница математики, и, может быть, поэтому поговорить и поделиться опытом любит больше других.
— Ну, как Новый год встретили? Кого-то в гости звали? — прокричала я в ухо Прасковье Спиридоновне.
— Все они со мной, — в ответ на моё недоумённое лицо бабушка показала рукой на боковую сторону своего старенького серванта.
Там были наклеены фотографии сына, дочери, внуков, других родных... Может быть, кто-то из них успел пережить хозяйку комнаты — но что остальные, живые? Давно ли они были здесь?
Как я ни пыталась отказаться, Прасковья Спиридоновна вручила нам, наверное, добрую половину своего казенного новогоднего подарка. Сын, расщедрившись, подарил бабушке целых пять деталек от любимого «Лего», из которых быстро соорудил какой-то корабль. Потом они вместе пускали и ловили бумажный самолётик...
Тётя Лена потеряла зрение из-за неудачной операции: удаляли опухоль на лице. Уже больше пятнадцати лет она живёт в полной темноте. А в комнате у неё уют и порядок, всегда приготовлено что-нибудь вкусное...
— Гирлянду повесила, красиво, да?
Смешно изменив голос, чтобы стало похоже на деда Мороза, она попросила ребятишек почитать стихотворение или что-нибудь спеть. Чтецы и певцы из моих детей не очень, но все же песню про Зиму, у которой «потолок ледяной, весь липучий» дочка Таня исполнила. Пока мы с тётей Леной пили чай и разговаривали, нарисовала мелками картинку. Кирюха, оперевшись на подушку-кота, с серьёзным научным интересом изучал говорящие часы-будильник.
На первом этаже старички собрались у телевизора. Только увидев нас, кто-то поехал на коляске в комнату за конфеткой, кто-то ласково протянул руку. Нужно было видеть, как глаза у них засияли. А ведь мы с детишками ничего не делали — только пришли. Чудо совершилось, наверное, просто потому, что дети несут с собой радость всегда, потому что они сами — жизнь и радость.
Перед новым годом и после в дом престарелых приезжали волонтёры, привозили постельное бельё, пелёнки, радиоприёмники, сладости на сорбите, многие другие, безусловно, нужные вещи. Но самым главным подарком для стариков было и остаётся общение.
И не только для тех, которые живут в казённом доме. И не только для стариков. Я уверена, почти у каждого есть человек, о котором мы за работой и бесконечными хлопотами забыли на год, а то и больше. Родные, с которыми давно не общались, друг, с которым поссорились и перестали разговаривать из-за какой-то ерунды. А, может, просто бабушка-соседка, мимо которой проходишь, бросив короткое «здрасьте», триста пятьдесят пять дней в году. Новый год и Рождество — это время вспомнить о каждом. Не знаю, почему, но в эти первые дни января почему-то проще преодолеть страх, сомнение, выкинуть из головы разные глупости, — и позвонить, написать, приехать. И пусть наши сыновья и дочки обязательно видят, как радостна встреча с человеком. Мы привыкли к тому, что в праздники детей всегда ждёт изобилие подарков. Но пусть и дети научатся отдавать частичку сердца тем, кто рядом. Тогда они, вырастая, смогут создавать праздник даже среди бесконечной рутины рабочих и домашних забот и не утратят ощущения чуда.
Автор Елена Басалаева - участница конкурса "Стань автором проекта Viline.Дети"
Чтобы комментировать, вам необходимо
ВОЙТИ